Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
А ваши дети дома?

До комендантского часа осталось:

Меню сайта
Форум победителей РФ
библиотека
Безопасный город
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
ДЗ
Опрос
Используете ли Вы функцию "Родительский контроль" в сети Интернет?
Всего ответов: 659
Рейтинг
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Полезные ссылки
Полезные ссылки

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Банк игр

«Развиваем у детей умение классифицировать»

В основе таких учебных трудностей детей, как невнима­тельность и рассеянность, неусидчивость, непонимание объяс­нения педагога с первого раза, плохое выполнение самостоя­тельных заданий, как правило, находится низкий уровень произвольности высших психических функций. Для разви­тия этого качества необходимо использовать материал, отли­чающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью. Наиболее эффективны коррекционные упражнения, направ­ленные на формирование умений классифицировать предла­гаемый материал по одному или нескольким признакам, а также по самостоятельно найденным основаниям.

 

Примерные коррекционно-развивающие упражнения

«Светофор»: «Нарисуй в клеточках красные, желтые и зе­леные кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков ».

 

«Игра с обручами» (формирование умения классифициро­вать предметы по одному или нескольким признакам)

Ребенок должен расположить предметы (разных геометри­ческих форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча?

Какие фигуры оказались вне обруча?

Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?

Игру с одним обручем, меняя заданный признак для груп­пировки фигур, нужно повторить 3—5 раз, прежде чем пе­рейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для клас­сификации могут быть разные:

— расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихо­ванные (красные, зеленые), оказались внутри обруча;

— расположи предметы (картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.

«Игра с двумя обручами» (формирование умения класси­фицировать предметы с учетом двух признаков)

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обруча­ми, а именно:

— внутри обоих обручей (место пересечения);

— внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерыви­стой линии;

— внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;

— вне обоих обручей.

Каждую из областей можно обвести карандашом. Правила для классификации могут быть разные:

— расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии — все угольные;

— разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обру­че из прерывистой линии — все маленькие животные. Начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывис­той линии, заштрихованные угольные фигуры располагают вне обруча из черной линии, а остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии, в результате чего пересечение обручей остается пустым.

Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигу­ры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой це­лью задаются вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его?

Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой ли­нии? Вне его? Внутри обоих обручей?

Это упражнение целесообразно проводить много раз, варь­ируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Упражнение «Игра с тремя обручами» (из черной, преры­вистой и волнистой линий) направлено на формирование уме­ния классифицировать предметы по трем признакам и работа над ним строится аналогично предыдущей.

 

Уважаемые  родители! Вам  предлагаются игры, которые  помогут  Вашему  ребёнку подружиться со  словом,  научат  рассказывать, отыскивать  интересные слова, а  в  итоге  сделать  речь  Вашего  ребёнка  богаче  и  разнообразнее.

Эти  игры  могут  быть  интересны  и  полезны  всем  членам  семьи. В них  можно  играть  в  выходные  дни, в  праздники, в будние дни  вечерами, когда  взрослые и дети собираются  вместе  после  очередного  рабочего  дня.

Во  время  игры  со  словом  учитывайте  настроение  Ребёнка, все  возможности и  способности.

Играйте   с Ребёнком   на  равных, поощряйте  его   ответы,  радуйтесь  успехам  и  маленьким  победам!

 

"ТОЛЬКО  ВЕСЁЛЫЕ  СЛОВА".

 

Играть  лучше в  кругу. Кто-то  из играющих  определяет тему. Нужно  называть  по очереди, допустим, только  весёлые  слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движется  по  кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно  сменить  тему и называть только зелёные  слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

 

"ПОДБЕРИ  СЛОВО".

 

Ребёнку  предлагается  подобрать  к  любому  предмету, объекту, явлению  слова, обозначающие  признаки. Например, зима,  какая?  (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)

 

"КТО  ЧТО  УМЕЕТ  ДЕЛАТЬ?"

 

Ребёнку  предлагается  подобрать  к  любому  предмету, объекту   как  можно  больше  слов -  действий. Например, что  умеет делать  кошка?   (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать ).

 

"АВТОБИОГРАФИЯ".

 

Вначале  кто-то  из  Взрослых   берёт  на  себя  ведущую роль и представляет  себя  предметом, вещью или  явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные  игроки  должны  его  внимательно  слушать  и  путём  наводящих  вопросов  выяснить, о ком или о чём  идёт  речь. Тот  из  игроков, который  это  угадает, попробует  взять  на  себя  роль  Ведущего и  перевоплотится в  какой-нибудь  предмет  или  явление.

Например, "Я  есть  в  доме у каждого  человека. Хрупкая, прозрачная. От  небрежного  отношения  погибаю, и становится темно не только  в  душе … (лампочка)".

 

"ВОЛШЕБНАЯ   ЦЕПОЧКА".

 

Игра  проводится  в  кругу. Кто-то  из   Взрослых  называет какое-либо  слово, допустим,  "мёд",  и  спрашивает у  игрока, стоящего рядом, что  он  представляет  себе, когда  слышит это слово?

Дальше  кто-то  из  членов  семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий  игрок, услышав слово "пчела", должен  назвать   новое  слово, которое  по  смыслу  подходит  предыдущему, например, "боль" и т.д. Что  может  получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.

                                 

 

"СЛОВА  МЯЧИКИ".

 

Ребёнок  и  взрослый  играют  в  паре.  Взрослый  бросает  ребёнку  мяч  и  одновременно  произносит  слово,  допустим, "тихий". Ребёнок  должен  вернуть  мяч  и  произнести  слово с противоположным  значением  "громкий". Затем  игроки  меняются  ролями. Теперь  уже  ребёнок  первым  произносит  слово, а  взрослый  подбирает  к  нему  слово  с  противоположным  значением.

 

"ВЕСЁЛЫЕ   РИФМЫ".

 

Играющие  должны  подбирать  к  словам  рифмы. Свечка - … печка;  трубы -  … губы; ракетка - … пипетка;  сапоги - пироги  и т.д.

 

             

" ЕСЛИ   ВДРУГ …".

 

Ребёнку  предлагается  какая- либо  необычная  ситуация, из  которой  он  должен  найти  выход,  высказать  свою  точку  зрения.

Например, Если  вдруг  на  Земле  исчезнут:

* все  пуговицы;  * все  ножи; * все  спички; * все  книги и т.д.

Что  произойдёт?  Чем  это  можно  заменить? Ребёнок  может  ответить: "Если  вдруг  на  Земле  исчезнут все пуговицы, ничего  страшного  не  произойдёт, потому  что  их  можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д." Можно  предложить  Ребёнку  и  другие  ситуации, например, если бы у меня  была:

       

* живая   вода; * цветик - семицветик; * ковёр - самолёт и т.д. 

 

 

ИГРЫ СО СЛОВАМИ.

Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Замечено страшное явление современности - замена истинных слов сленгом, набором стертых канцеляризмов, вульгаризмов. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого слова - свое звучание (ударение, интонационный смысл ).
Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Полслова за вами

Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, "теле...". Дети продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.

Алфавит вокруг нас

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно показать, где расположен названный предмет.

Слово наоборот

Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером "задом наперед". Например, ведущий говорит слово "пилот", ребенок пишет "толип". Саламандра - арднамалас. Верблюд - дюлбрев и т.д.
Можно начинать с коротеньких слов, заменяя их затем на более длинные.

Сначала - существительные, потом - глаголы

Ведущий зачитывает участникам состязания связный текст. Ребята внимательно слушают и запоминают сначала имена существительные отдельно глаголы, отдельно наречия и т. п. А затем стараются их пересказать. Это не так-то просто.

Анаграммы и логарифмы

Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Логарифмы - загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.


Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)

Я - дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду.
(Сосна - насос.)

По дороге, по пути
Весело скачу,
А с конца меня прочти -Нож я наточу.
(Колесо - оселок. )

Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут — Тигру я сродни.
(Ток - кот. )

Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь -
В кастрюлю я полезу.
(Шпала - лапша. )

Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной -
И найдешь меня в буфете.
(Атлас - салат. )

Взлетев, горю звездой в ночи,
Но угасаю очень рано,
А переменишь «е» на «и» -И я кустом зеленым стану.
(Ракета - ракита. )

Известное я блюдо.
Когда прибавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха - муха.)

Я крошу, снося с пути,
Все, что мне разрушить надо.
А с конца меня прочти
-Я морским волнам награда. (Лом - мол. )

Задачу ты решишь свободно,
Я - небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос - сон.)


Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою
А буквы переставь -Я окажусь рекою.
(Слива - Висла.)

Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «л» - и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (Гуси - Гусли. )

Добавь словечко

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму.


Едет он на двух колесах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой . . .
(велосипед)

Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит ...
(телефон)

На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная ...
(юла )

Идет спокойно, не спеша -Пусть видят все, как хороша! Удобна и прочна рубаха, В которой ходит . . . (черепаха)

На столе передо мной Закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс . . . Уместил всю Землю . . .
(глобус )

Сто березовых солдат,
Взявшись за руки, стоят.
Днем и ночью,
Круглый год:
Охраняют огород.
Те солдаты с давних пор
Называются ...
(забор )

Младшие ребята любят рифмованные загадки. Так им легче отгадывать, интереснее разгадку говорить хором. Давайте вместе сочиним для них такие загадки. Короткие, простые, веселые. Вот такого типа:
- Сам он весит десять тонн,
А зовут беднягу .. . (слон)

- Нет лучше качелей, чем ветки лиан,
Для этих гимнасток-кривляк . . . (обезьян)

Можно сочинить загадки про бегемота, крокодила, медведя, барана, петуха.
Предложите детям самим сочинить рифмованные загадки, они это смогут.