Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
А ваши дети дома?

До комендантского часа осталось:

Меню сайта
Форум победителей РФ
библиотека
Безопасный город
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
ДЗ
Опрос
Используете ли Вы функцию "Родительский контроль" в сети Интернет?
Всего ответов: 659
Рейтинг
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Полезные ссылки
Полезные ссылки

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Одаренные дети

Программа "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" на 2012-2016 г.
Авторы программы: Гасымова Г.А., Шарапова О.М., Захарова Е.Г., Сергеева И.И., Платонова Г.В., Пачева Т.Н. (Корректировка 2014 года)


Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и привлечение обучающихся к участию в различного рода конкурсах, чемпионатах, олимпиадах, соревнованиях,  и организация предпрофильной подготовки, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

 

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

 

 

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

 

 

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с ОД:

 

 

  • Групповые занятия с одаренными учащимися;
  • Предметные кружки;
  • Кружки по интересам;
  • Конкурсы, чемпионаты;
  • Курсы по выбору;
  • Участие в олимпиадах;
  • Работа по индивидуальным планам;
  • Исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

 

 

  1. С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Цель
Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Создать постоянно действующую  систему для развития и  реализации потенциальных возможностей одаренных детей.

Задачи

 

 

  • Изучение природы детской одаренности;
  • Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  • Создание базы данных в рамках Программы;
  • Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий
  • Определение и развитие форм деятельности с одаренными детьми.
  • Организация совместной работы общеобразовательного учреждения, учреждений дополнительного образования и прочих учреждений по поддержке одаренности;
  • Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребностям, интересам детей;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
  • Создание системы психологической помощи и поддержки одаренных детей.
  • Создание системы научно-методического обеспечения для работы с одаренными детьми.
  • Создание и развитие системы непрерывного образования одаренных детей
  • Создание материально-технической базы  для работы с одаренными детьми.
  • Развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям

 

Возможные риски

  • Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.


Предполагаемые результаты

  • Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • Повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  • Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.