Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
А ваши дети дома?

До комендантского часа осталось:

Меню сайта
Форум победителей РФ
библиотека
Безопасный город
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
ДЗ
Опрос
Используете ли Вы функцию "Родительский контроль" в сети Интернет?
Всего ответов: 785
Рейтинг
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Полезные ссылки
Полезные ссылки

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Практический материал

 

                Практический материал по теме "Развитие мелкой моторики как основа формирования графических навыков"

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Садовникова И.Н., Корнев Л.Н., Безруких М.Н. говорят, в этой связи о несформированности пальцевого праксиса.

Недостатки тонких движений пальцев отмечены у 70% детей. Для рисунков многих детей характерны сильный нажим, неумение провести ровную линию, дрожащие линии, «бусинки». Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма.

Для развития графомоторных навыков, можно использовать следующие задания и упражнения:

1. Мелкая мускулатура пальцев:

  • упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движения;
  • действия с иголкой, крючком;

2. Зрительный анализ и синтез:

  • задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
  • игры с условиями по выбору нужных направлений;

3. Рисование:

  • занятия с использованием штриховки по контуру, обводке;
  • срисовывание геометрических фигур;
  • задания на зарисовку деталей, предметов с натуры;
  • дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
  • упражнения в дорисовывании, создание собственной картины;
  • задания на воспроизведение фигур по памяти;

4. Графическая символика:

  • задания на развитие умения рисовать узоры;

5. Зрительное восприятие:

  • задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга;
  • упражнения на нахождение на картинах похожих предметов:

6. Письмо:

  • задания на дорисовывание, дописывание недостающих элементов букв;
  • задания на тренировку умения вести руку, написание букв, слов по шаблону;
  • задания на узнавание букв, на соотнесение их формы, величины.

 

Примеры заданий и упражнений.

1. Пространственные отношения:

Организовать работу в тетрадях:

  • обозначить на строке четыре точки, поставить любой знак (от первой точки – снизу, от второй точки – сверху, от третьей – справа, от четвертой - слева);
  • обозначить на строке четыре точки, от каждой точки провести стрелку в определенном направлении;

2. Мелкая моторика пальцев рук:

Рекомендуется специальный комплекс упражнений:

  • противопоставление пальцев;
  • сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно;
  • круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах;
  • отведение – приведение пальцев;
  • свободное постукивание пальцами по столу;
  • надавливание подушечками пальцев на пальцы другой руки;
  • перекатывание пальцами карандаша;
  • передача пальцами теннисного шарика;

Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в тетрадях – орнаментное рисование:

  • рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий;
  • работа по формированию графического образа букв (графемы);

3. Дифференциация букв:

Для упражнений в конструировании и реконструировании букв можно использовать счетные палочки. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического навыка, в синтезе из элементов. Сначала реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем – по представлению.

Необходимо научить детей выделять опорные признаки буквы:

  • выделить звук из слова, соотнести звук с графемой (буквой);
  • контроль правильности выбора;
  • запись буквы;

Используется устный диктант слов, слогов, письмо буквы в воздухе, пальцем на столе.

4. Стихотворные упражнения:

Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития движений руки снятия мышечного тонуса. Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, слуховой памяти, речи.

5. Пальчиковая гимнастика:

Внешняя речь точнее и последовательнее формируется из внутренней речи. Произнесенное вслух слово быстрее запоминается. Развивая мелкие дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего занятия: во время игр со словами и звуками, в качестве дополнительной паузы. 

 

Задания на узнавание букв и их элементов. Игры с буквами.

  1. «Слово рассыпалось»: КРА; ТАРАП; ЯБРУ; ОРЗА; УРКА;
  2. «Отгадай слово» (ребусы):
  3. «Найди ошибку»:
  4. «Покажи правильно написанную букву»:
  5. «Прочитай слово, написанное буквами одинаковой величины»: ИГоРнсУвлдШаКижА – игрушка;
  6. «Угадай букву»:
  7. «Пальчики в гостях у букв»: дети составляют слово из букв, а оптом «проигрывают» пальчиками и читают – АУ;
  8. «Найди слово»: Ребенку предлагается найти слово, спрятанное в рисунке;
    Цель: учить находить заданную букву среди других, формировать логическое мышление.
  9. Игра «Оживи букву»:
  10. Игра «Обведите букву»: Предлагается таблица букв и буква, которую нужно обвести в таблице:
    А Н Ж М З П К О
    С Ш Р А Б В К Р    –   С
    Н Н С О